Как правило, в жилых домах таких крупных городов, как Санкт-Петербург и Москва, насосные установки располагаются в подвальных помещениях. В результате дисбаланса ротора мотора и насоса, неисправности подшипников механическая энергия преобразуется в звуковую энергию, излучаемую в помещение, где установлено оборудование, и энергию колебаний (вибрация), распространяющуюся по ограждающим конструкциям здания. Ограждающие конструкции здания приходят в колебательное движение (в основном колебания изгиба), что вызывает излучение звуковой энергии в выше расположенных помещениях.
Так сложилось, что вопрос акустического оформления помещения для домашнего кинотеатра возникает, как правило, на последней стадии отделочных работ, после того, как специалисты по инсталляции аппаратуры выражают озабоченность конечным результатом - качеством звучания в помещении и уровнем его звукоизоляции. А ведь отделка помещения является результатом длительной работы архитектора или дизайнера и предметом вложения немалых средств заказчика.
Звук, слышимый нами в комнате прослушивания или в помещении для домашнего кинотеатра, формируется работой звуковоспроизводящего оборудования и акустическими свойствами окружающего нас пространства. Тональный баланс и тембр звука может значительно изменяться в зависимости от места расположения слушателя, громкоговорителей и геометрии комнаты. Более того, собственные акустические резонансы помещения (их еще называют стоячими волнами или комнатными модами) могут оказывать такое влияние, что даже будут преобладать над звуком исходной фонограммы.
Новые здания все чаще строятся на участках, подвергающихся воздействию вибраций. Для жилых и общественных зданий наиболее неблагоприятные внешние источники вибраций - это железнодорожные и трамвайные пути, линии метрополитена, а также инженерное оборудование и промышленные установки. Вибрации могут вызывать недопустимые колебания ограждающих конструкций здания и приводить к возникновению высоких уровней структурного шума.
Произвольное расположение акустических систем и пренебрежение акустической обработкой помещения, приводит к значительному искажению и окраске звучания исходной фонограммы. Правильная расстановка фронтальных громкоговорителей снижает негативное влияние отражений звука от ограждающих поверхностей комнаты. Кроме того, от расположения АС зависят основные параметры виртуальной звуковой сцены (soundstage).
В современном деловом мире существует два основных подхода к оформлению офиса: классическая кабинетно-коридорная система и концепция open space. Причем каждый из этих методов требует особых подходов к организации оптимальной акустической среды.
Стремление наиболее полно осветить проблему акустического комфорта в современном жилом доме привело к решению разделить данную тему на два номера журнала по принципу расположения источников шума. В первой части речь пойдет о проблеме звуко- и виброизоляции от внутренних источников, расположенных непосредственно в здании. Прежде всего - это шумы от соседей, а также от установленного в доме инженерного оборудования (системы горячего и холодного водоснабжения, отопления, вентиляции и лифтового хозяйства). Во второй части внимание будет сосредоточено на внешних источниках акустического дискомфорта: шумах, проникающих в квартиры через окна, и вибрациях наземного и подземного рельсового транспорта. А. Боганик
В последние годы домашний кинотеатр или комната для прослушивания музыки стали неотъемлемой частью современного элитного жилья. Однако отношение к их обустройству еще далеко от идеального. Обычно тщательно выбирается аппаратура, а вопросы акустики самого помещения решаются в последнюю очередь. Поэтому нередко случается так, что весьма дорогостоящая аппаратура звучит вполовину своих возможностей.
Соседи сверху постоянно топают. У соседей снизу без перерыва лает собака. Соседи слева вечно перестраивают квартиру и мучают вас жужжанием дрелей и стуком молотков. Соседи справа даже ночью на полной громкости слушают музыку. Входную дверь колышет эхо от ремонта на последнем этаже. За окном - оживленный проспект, рев моторов и вой сигнализаций. Что делать? У вас есть выбор...
Звукоизоляция напрямую зависит от массивности конструкции, но, к сожалению, готовые стены редко могут похвастаться достаточной мощью, чтобы стать хорошей преградой распространения звука.
Многим кажется, что звукоизоляция зависит от типа жилого дома, однако, к сожалению, не все так просто. Каким бы ни был дом – монолитным, кирпичным или блочным, звукоизоляция скорее всего будет недостаточной.
Человек никогда не бывает доволен всем – в каждом из нас живет стремление улучшить свою жизнь, в том числе и жилищные условия. Если раньше многие мечтали о высоких потолках и удобной планировке, просторных квартирах и достаточном количестве квадратных метров, то сейчас эти факторы перестали быть единственными критериями комфортного жилья. Одна из наиболее актуальных проблем – звукоизоляция жилого помещения.
Борис Меерзон. "Звукорежиссер", №10 2002